И. А. Амбарумян, врач ЛФК ГБУЗ АО «Дом ребёнка специализированный»,
Л. И. Ламекина, врач педиатр,
М. О. Струкова, медицинская сестра по массажу,
Н. А. Голубничая, воспитатель-дефектолог
COVID-19 стал вызовом для всего человечества. Прошло чуть больше двух лет, как на мир обрушилась новая коронавирусная инфекция. Мы с удивлением смотрели на соседний Китай и их меры борьбы с этим новым заболеванием. Вирус, практически, изменил полностью обычную жизнь всего населения Земли. Сегодня в обиход прочно вошли такие понятия как карантин, самоизоляция, коронакризис и т. д. Но среди всех этих пессимистических слов имеются и такие слова надежды как иммунитет, вакцинация, реабилитация, биотехнологии.
31 января 2020г инфекция COVID-19 в России внесена в перечень заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. В эпидемию инфекции оказались вовлечены не только взрослые, но и дети, в том числе и новорожденные
Когда начинался Ковид, некоторые специалисты говорили с удивлением: «Какое заболевание – старики умирают, а дети не болеют…». К сожалению, болеют и дети. При мутации возбудителя коронавируса штамм «Омикрон» стал более заразным, он пробивает защиту и у детей. Большая заразность «Омикрон»-штамма для детей по сравнению с «Дельтой» объясняется тем, что у них меньше рецепторов на поверхности клеток в дыхательных путях. Для заражения «Дельтой» не хватает этих рецепторов. «Омикрон» более заразный, и при меньшем количестве этих рецепторов он вызывает инфекцию.
Этот штамм легко размножается в бронхах и намного хуже в лёгких. Для взрослых это скорее хорошо, так как для них бронхит — это неприятно, но не фатально, в отличии от пневмонии. С детьми, особенно раннего возраста, ситуация противоположная: в силу их анатомо-функциональных возрастных особенностей бронхит часто приводит к тяжёлым осложнениям. Это объясняется тем, что у растущего ребёнка бронхи не до конца сформированы – чем меньше ребёнок, тем соответственно у̀же просвет бронхов и бо̀льший риск их уязвимости.
Наиболее же опасен «омикрон» для детей от двух до пяти лет, у них развивается не просто бронхит, а бронхиолит, при котором развиваются тяжёлые осложнения и при котором требуется госпитализация.
Новая коронавирусная инфекция у детей ещё недостаточно изучена. В отечественных педиатрических исследованиях отмечено, что проявление ковида у детей сопровождается потерей массы тела, конъюнктивитами, утомляемостью, слабостью, частыми ОРВИ, тонзиллитами, кожными сыпями. Несмотря на то, что заболевание у каждого заболевшего ребёнка протекает индивидуально и зависит от многих обстоятельств, для всех случаев характерны нарушения иммунного ответа, после которых может возникнуть картина «полизаболевания», то есть присоединение другой патологии.
Не обошла стороной новая коронавирусная инфекция и наш Дом ребёнка. В период с июня 2020 г. по март 2022 г. наблюдалось 14 воспитанников в возрасте от полугода до 3,5 лет, имевших в анамнезе COVID-19.
Так, согласно «Временным методическим рекомендациям» (Версия 1 (14.08.2020), дети после перенесенной новой коронавирусной инфекции состоят на «Д» учёте в течение года. Всем им был составлен план реабилитационных мероприятий на год (курсами 4 раза в год), включающий в себя физическую реабилитацию (общестимулирующий массаж с акцентом на органы грудной клетки, ЛФК, дыхательную, звуковую гимнастику), реабилитацию физиотерапевтическими методами лечения, психолого-педагогическую реабилитацию.
По определению ВОЗ, реабилитация – это совокупность мероприятий для полного восстановления и возвращения к нормальной жизни после тяжёлых заболеваний, операций, травм. У детей, в отличие от взрослых, реабилитация обеспечивает не только восстановление, но и дальнейшее возрастное развитие всех органов и систем. Это определяет необходимость организации непрерывного процесса реабилитации у детей.
Реабилитацию ребёнка необходимо начать как можно раньше. Сроки проведения реабилитации детей отличаются от реабилитационных сроков взрослого пациента, в связи с тем ресурсы детского организма истощаются гораздо быстрее, чем ресурсы взрослого, и в связи с этим курс реабилитации должен быть менее продолжительным. Но при этом существует необходимость постоянного курсового воздействия на растущий организм. Следовательно, курсы реабилитации у детей должны быть менее продолжительными, но более частыми. В тоже время, реабилитационные воздействия на ребёнка более результативны, чем у взрослого пациента.
Общими необходимыми условиями для проведения эффективной реабилитации являются следующие: оснащение современным оборудованием, квалифицированный персонал, соответствие клинических рекомендаций и используемых методов, основанных на доказательствах эффективности.
Один из залогов успешной реабилитации – это работа мультидисциплинарной команды, в которую входят врачи и специалисты: педиатр, невролог, физиотерапевт, психиатр, врач по лечебной и адаптивной физической культуре, психолог, воспитатель дефектолог, медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по физиотерапии.
Задачи мультидисциплинарной команды были следующие:
- оценка клинического состояния здоровья ребёнка перед началом проведения реабилитации;
- оценка реабилитационного потенциала;
- формирование индивидуального плана реабилитации;
- оценка в динамике клинического состояния;
- оценка эффективности проведённых реабилитационных мероприятий по окончании курса реабилитации.
Курс реабилитации занимал от 14 до 21 дня. Продолжительность занятий зависела от возраста, физической подготовки ребёнка. Курс составлял 8-10 процедур массажа и гимнастики, но мог быть и увеличен. В случае с постковидной реабилитацией основным направлением является восстановление функции дыхательной системы.
Базовые принципы реабилитационного процесса были успешными в реабилитации у детей:
- раннее начало;
- длительность и непрерывность;
- комплексность (сочетание различных методов реабилитации).
Основными задачами лечебной физической культуры, дыхательной гимнастики и массажа определялись:
- оказание общеукрепляющего воздействия на все органы и системы организма,
- улучшение функции внешнего дыхания,
- укрепление дыхательной мускулатуры,
- стимуляция кровообращения,
- улучшение бронхиальной проводимости,
- отделение мокроты и её выведения,
- увеличение экскурсии диафрагмы,
- увеличение подвижности грудной клетки.
Так как наши дети это дети раннего и младшего дошкольного возраста (до 3-4 лет) и с ними сложно заниматься активной дыхательной гимнастикой, очень хорошо зарекомендовали себя дыхательные упражнения такие как «надувание мыльных пузырей» и «подуй на пёрышко».
Дыхательная гимнастика включала в себя специальные упражнения на тренировку дыхательной мускулатуры, активно применялся также медицинский массаж органов грудной клетки, который охватывал грудной и шейный отделы позвоночника и поверхность всей грудной клетки. Очень часто назначался дренажный массаж, особенно только что переболевшим детям, который хорошо способствовал отхождению вязкой мокроты. (Дренажный массаж — это массаж на выдохе с элементами вибрации).
Вместе с проведением курсов физической реабилитации ребёнок получал и физиотерапевтические процедуры (галокамера, парафинолечение).
С учётом распорядка дня в группах широко применялись: игровая терапия, сказкотерапия, развлечения с психологом, музыкальным руководителем, занятия с воспитателем — дефектологом на концентрацию внимания, усидчивости с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
После перенесенного ковида ребёнок теряет в весе, в связи с этим лечащими врачами педиатрами и медицинской сестрой по питанию Дома ребёнка проводился еженедельный контроль массы тела и коррекция питания.
Очень важно помнить, что целью восстановительного лечения у детей является не только возвращение утраченных функций (реабилитация), но и продолжение процессов развития с формированием новых навыков (абилитация) ребёнка.
Дети должны быть здоровыми и жить своей обычной жизнью, несмотря на возможные последствия перенесенных заболеваний в прошлом. Мы делаем все возможное, чтобы это правило работало, и всегда надеемся на лучшее.
К счастью, детский организм имеет колоссальные компенсаторные возможности к восстановлению и после коронавируса в том числе. Нам всем просто нужно быть внимательнее к своим детям, поддерживать их во всём и, главное, быть всегда рядом.