Реализация НМО

Virusss

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И РОЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В НЕМ

Кучерук О.Н. – зав. отделением ФПК ГАУ АО ПОО «АМК»

Высокая потребность современного здравоохранения в квалифицированных специалистах и значительный уровень ответственности медицинских и фармацевтических работников перед отдельным гражданином и обществом в целом в настоящее время диктуют необходимость непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», ставится задача превращения России в глобального лидера мировой экономики, выхода на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния соответственно диктуют новые требования к системе здравоохранения.

Одной из задач данной концепции является информатизация системы здравоохранения, в том числе включающая в себя:

  • создание медицинского информационного и образовательного ресурса.
  • обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий, разработка стандартов подготовки управленческих кадров в системе здравоохранения и реализация образовательных программ.

В соответствии с ФЗ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года процедура сертификации поэтапно сменяется процедурой аккредитации специалистов.

В соответствии с приказом МЗ РФ от 22 декабря 2017 года №1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» после 1 января 2021 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности будет подтверждаться через процедуру периодической аккредитации.

Приказ МЗ РФ от 21.11.2017 г. №926 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации до 2021 года».

Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации.

Реализация настоящей Концепции основывается на принципах:  

  • непрерывность образования, предполагающая накопление интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, реализующегося в профессионально-квалификационном и профессионально-должностном росте;
  • персонификация дополнительного профессионального образования, обеспечивающая возможность выбора траектории профессионального развития,
  • выбора темпа и условий получения знаний в зависимости от индивидуальных потребностей и занимаемой должности;
  • информатизация образовательного процесса, связанная с широким использованием информационных технологий в процессе постоянного обмена информацией, идеями, опытом, которые доступны и создают возможность обобщать приобретаемые знания;
  • регламентность обучения обеспечивается системой контроля и планирования образовательных мероприятий и самообразования в течение всей профессиональной деятельности.

При этом мотивация специалистов к систематическому обучению достигается за счет того, что результаты обучения будут востребованы в практической деятельности обучающегося, при этом система предоставляет возможность дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков.

Кроме того, в обучении обеспечивается возможность интерактивного контакта специалиста с образовательными, научными, лечебными организациями и коллегами, который включает участие в профессиональных семинарах, конференциях, частное исследование, написание научных (исследовательских) работ, чтение периодики, информационный поиск, стажировку, преподавание, консультирование, экспертизу, наставничество, а элективность образовательного процесса обеспечивает свободу выбора целей, содержания, форм, методов, средств, длительности, места обучения.

Направления реализации Концепции:   

  • разработка системы учета образовательной активности медицинских и фармацевтических работников с использованием учетных единиц (кредитов). На данное время учетные единицы называются ЗЕТ (зачетные единицы трудоемкости).
  • реализация возможности выбора медицинскими и фармацевтическими работниками дополнительной профессиональной программы посредством интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет-портал), доступ к которому обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и Федерального регистра медицинских работников, обеспечивающего персонифицированную возможность формирования образовательной траектории и планирования образовательных мероприятий за счет предоставления доступа к дистанционным образовательным модулям, материалам научных и практических конференций, информационным материалам профессиональных некоммерческих организаций, электронным библиотекам;

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции

Предполагается, что реализация Концепции к 2021 году позволит обеспечить участие в мероприятиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования не менее 90% медицинских и фармацевтических работников государственных и частных организаций системы здравоохранения Российской Федерации

Поэтому всем, кто планирует работать в здравоохранении, раз в 5 лет, как и ранее,  придется получать допуск к профессиональной деятельности, но уже через процедуру аккредитации.

Средством, которое позволяет в этой процедуре участвовать является портал непрерывного образования.

Портал edu.rosminzdrav.ru является единственным официальным ресурсом планирования и учета образовательной активности специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования.

Согласно концепции непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через: освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»); обучение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»); индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»).

В соответствии с приказом МЗ РФ от 2 июня 2016 года №334н «Об утверждении положения об аккредитации специалистов» для допуска к периодической аккредитации специалист здравоохранения должен представить в аккредитационную комиссию отчет за последние пять лет о своей профессиональной деятельности, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио).

 Возможности обучения в рамках непрерывного образования с использованием портала

Базовые возможности

После регистрации и создания личного кабинета специалиста становятся доступными следующие возможности Портала:

  • формирование собственного плана обучения по специальности;
  • выбор программ повышения квалификации и формирование заявок на обучение, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • выбор и освоение интерактивных образовательных модулей;
  • выбор образовательных мероприятий и подтверждение участия в них;
  • оценка качества освоенных образовательных элементов;
  • формирование и анализ образовательного портфолио.

В зависимости от потребностей и особенностей профессиональной деятельности можно выбирать различные образовательные элементы, наиболее удобный график их освоения, а также форму и условия обучения.

 Персонификация обучения

Профиль специалиста – это набор характеристик, включающий индивидуальные возможности и потребности специалиста, а также особенности его профессиональной деятельности. На Портале определение профиля осуществляется:

  • по данным, введенным при регистрации (автоматически);
  • по данным, получаемым из Федерального регистра медицинских работников (ФРМР, автоматически);
  • по результатам прохождения профессионального анкетирования и психологических тестирований (по желанию).

Состояние своих профессиональных знаний и умений по специальности можно определять путем прохождения различных видов самоконтроля (тестов, интерактивных ситуационных задач).

Объём и график обучения

С 2016 года рекомендованный минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования составляет не менее 250 академических часов (250 ЗЕТ) за пятилетний период.

При этом скорость обновления информации в медицине и фармации требует постоянного совершенствования профессиональных компетенций, т.е. не быстрого набора всех 250 ЗЕТ непосредственно перед следующей процедурой аккредитации, а ежегодного их накопления преимущественно в равных долях. Так, оптимальным графиком обучения в рамках непрерывного образования можно считать ежегодное обучение в объеме около 50 ЗЕТ. При необходимости возможны незначительные отклонения в суммарной трудоемкости ежегодно осваиваемых образовательных элементов, но важно не допускать перерывов в обучении более одного года. Такой ритм позволяет постоянно быть в курсе изменений медицинской науки и практики.

Для того, чтобы быть в курсе всех изменений касаемо процедуры аккредитации необходимо отслеживать информацию на портале Непрерывного медицинского образования www.edu.rosminzdrav.ru и сайте Методического центра аккредитации специалистов www.fmza.ru.